Череда праздников между Песах и Шавуот прошла свой апогей и постепенно подходит к завершению. Мы прошли с вами День Памяти Катастрофы, День Независимости, Лаг ба-Омер, и вот наконец подошли к самому новому из еврейских праздников – Дню Иерусалима יוֹם יְרוּשָלַיִם(йом Йэрушала́йим), который был провозглашен после победы в войне 1967 года, в ходе которой Израиль освободил Старый город Иерусалима הָעִיר הָעֲתִיקָה(hа-ир hа-атика́), где находится Стена плача.
Вопреки широко распространенному ошибочному мнению, Стена плача не является остатком самого Иерусалимского храма - בֵּית הַמִּקְדָּשׁ (Бэт hа-Микда́ш). Она представляет собой остаток западной части подпорной стены, со всех сторон окружавшей Храмовую гору – הַר הַבַּיִת (hар а-ба́йит) она же הַר הַמּוֹרִיָּה (hар а-мори́я). Стену эту возвел царь Ирод I Великий – הוֹרְדוֹס (hо́рдос) поверх более древней стены, оставшейся еще со времен Первого Храма - בֵּית הַמִּקְדָּשׁ הַרִאשוֹן(Бэт hа-Микда́ш hа-ришо́н). Во время разрушения Второго Храма – בֵּית הַמִּקְדָּשׁ הַשֵנִי(Бэт hа-Микда́ш hа-шэни́) уцелел лишь этот небольшой участок стены – Стена плача כּוֹתֶל הַדְּמָעוֹת(ко́тэль hа-дмао́т) или כּוֹתֶל הַקִּינוֹת(ко́тэль hа-кино́т).
На иврите стена называется просто Котель כּוֹתֶל(Стена) или Западная стена – הַכּוֹתֶל הַמַעֲרָבִי(hа-ко́тэль hа-маарави́). Своё название на русском и других языках она получила из-за того, что к ней всегда приходили и приходят те, кто хочет излить свое сердце перед Всевышним и просят Его о милосердии. Многие кладут в зазоры между камнями записки – פִּתְקָאוֹת (питкао́т), в которых обращаются к Всевышнему с просьбами и молитвами.
Древнее предание – הָאַגָדָה (ha-агада́) гласит, что когда Иерусалимский Храм был охвачен огнем, молодые священники взяли ключи от Храма и поднялись на крышу горящего здания. Они бросили ключи к небесам, а сами прыгнули в огонь. И в это мгновение с небес протянулась рука и подхватила ключи.
Спустя почти две тысячи лет после разрушения Храма эти ключи были возвращены еврейскому народу. 28-го ияра 5727 года (7 июня 1967 г.) бойцы бригады израильских парашютистов צַנְחָנִים (цанхани́м) под командованием Моты Гура ворвались в Старый город с восточной стороны через Львиные ворота שַׁעַר הָאֲרָיוֹת(ша́ар ha-aрайо́т). Неся тяжелые потери, бойцы прорвались к Стене плача, под которой был поднят израильский флаг.
Так была устранена величайшая историческая несправедливость. На протяжении многих лет Иерусалим был поделен надвое. В руках Израиля находилась его Западная часть, тогда как Восточная, включавшая еврейские святыни – Храмовую Гору и Стену Плача, оставалась за Иорданией. После победы оккупированная арабами восточная часть Иерусалима была включена в состав государства Израиль и воссоединена с западной частью города.
Перед вами отрывок с видео, фотографиями и радиотрансляция того исторического дня, когда был освобожден Старый город и Стена плача. Если прислушаться, то можно услышать сообщение, которое евреи всего мира ждали на протяжении всех веков изгнания.
Невозможно понять историю еврейского народа, если не знать, сколь важное место занимает в этой истории Иерусалим. На протяжении многих веков Иерусалим был столицей еврейских царств – в эпоху Первого и Второго Храмов. Будучи изгнан גֹּרַשׁ(гора́ш) из родной страны еврейский народ никогда не забывал о Иерусалиме, и всегда мечтал и молился о возвращении, из года в год произнося сакраментальную фразу:
В будущем году во вновь отстроенном Иерусалиме!
לְשָׁנָה הַבָּאָה בִּירוּשָׁלָיִם הַבְּנוּיָה
(лэ-шана́ hа-баа́ бирушала́йим hа-бнуйа́).
После разрушения Иерусалим не обратился в тусклое воспоминание, а остался навсегда источником вдохновения и главной надеждой, сосредоточением стремлений и важнейшим мотивом всех молитв. Иерусалим упоминается 669 раз в Тана́хе, а выражение «День Иерусалима» появляется в Тана́хе дважды, и первый раз в Псалмах царя Давида:
Последняя эпоха началась в день освобождения восточной части Иерусалима и воссоединения города 28 ияра 5727 года (7 июня 1967 г.) – и эту дату, День Иерусалима יוֹם יְרוּשָלַיִם(йом Йэрушала́йим), мы отмечаем каждый год.
В воскресенье, 2-го июня, должно состояться торжественное пленарное заседание Кнессета מְלִיאָת הַכּנֶסֶת(мэлиа́т ha-кнэ́сэт) в присутствии главы правительства и президента государства, посвященное государственному Дню Иерусалима. По стране пройдут многочисленные торжества в честь дня Иерусалима, включая государственную церемонию на Арсенальной горке גִּבְעַת הַתַּחְמֹשֶׁת(гивъа́т hа-тахмо́шэт) (досл.: «Холм боеприпасов»), название, данное иорданскому форпосту, где 6 июня 1967 года произошло ожесточённое боевое столкновение между солдатами армии обороны Изра́иля — צבא הגנה לישראל (цва hагана́ лэ-исраэ́ль) и солдатами Арабского легиона Иордании, как часть сражения за Иерусалим в период Шестидневной войны.
Всюду будут звучать песни, и среди них одна из самых известных песен об Иерусалиме – Золотой Иерусалим יְרוּשָלַיִם שֶל זָהָב(Йэрушала́йим шэль заhа́в).
Наоми Шемер написала эту песню незадолго до войны и в ней говорится о разделенном Иерусалиме. Эта песня вызвала массу эмоций и мгновенно приобрела невероятную популярность. После войны, Наоми Шемер добавила еще один куплет к песне, с рассказом об освобождении города. Посмотрите познавательный видео ролик, который поможет вам не только узнать содержание этой песни, но также пополнять запас лексики и понять грамматические тонкости.
Иерусалим считается источником вдохновения и душевного стремления жителей Израиля, еврейского населения диаспоры и всего мира в целом. Он притягивает туристов со всего мира, которые приезжают, чтобы увидеть его красоту, получить впечатления от его прошлого и посетить места, являющиеся святыми для трех религий.
С праздником! חַג יְרוּשָלַיִם שָׂמֵחַ(хаг Йэрушала́йим самэ́ах).
Comments